Лариса Чернышева. Персональный сайт

Главная > История

  

Л. ЧЕРНЫШЕВА

 

АШОКА - ПАЦИФИСТ НА ТРОНЕ

 

 

Ашока – индийский царь из династии Маурьев, живший в 3 в. до н. э., был единственным в истории человечества императором-пацифистом. Он отказался от идеи военных завоеваний и проводил на подвластных ему землях политику ненасилия, запретив убивать даже животных ради религиозных жертвоприношений.

Такой решительный переворот в его мировоззрении произошел под воздействием учений Будды и Махавиры – основателей двух новых учений о ненасилии – буддизма и джайнизма.

Поначалу Ашока правил так же, как правили его отец и дед – Чадрагупта и Биндусара – создатели империи, охватывавшей почти весь Индийский субконтинент, а также териитории современного Пакистана и Афганистана. На восьмом году правления Ашока начал войну с соседним государством Калинга (совр. штат Орисса) и завоевал его. Это была одна из самых жестоких войн в древней истории. По его собственным словам, «сто пятьдесят тысяч человек были высланы, сто тысяч убиты и намного больше умерли». Спустя некоторое время после этих событий Ашока познакомился с учениями Будды и Махавиры и они привели к глубоким переменам в его личности. Причинённые им смерть и страдание людей ужаснули Ашоку.

Насколько глубоки были эти перемены, можно понять из сравнения начала его правления с тем периодом, который последовал за калингской войной. Сохранилась буддистская легенда, в которой говорится, что Ашока после смерти отца пробил себе дорогу к власти убийством своих братьев. Правда это или нет, мы не знаем. Если правда, то неудивительны жестокие последствия калингской войны. А удивительно то, как от безжалостности такой человек мог перейти к чувству сострадания ко всему живому. Та же буддистская легенда говорит, что такая кардинальная перемена состоялась. О ней свидетельствуют и сохранившиеся полторы сотни текстов самого Ашоки, высеченных на камне по всей Индии. Это его указы, обращенные к народу, и в них он рассказывает о том, как раскаяние привело его на путь праведный. Для того, чтобы каждый гражданин мог знать о намерениях и действиях царя в отношении своих подданных, он велел в людных местах установить колонны с текстами указов, а также высечь их на придорожных скалах, где путники могли их увидеть и прочитать. Индия – страна многоязычная, и эти указы писались на нескольких языках. Это были не правительственные циркуляры, а обнародование идей царя с тем, чтобы их узнали все жители страны.

В нескольких из указов Ашока признается, что именно последствия войны побудили его взглянуть на жизнь иначе, и он решил впредь никогда не обрекать людей на страдание, сделать все возможное, чтоб в его государстве царила справедливость и милосердие. Ашока создал в своем правительстве нечто вроде службы общественного благоденствия и послал во все концы страны уполномоченных, которым было поручено заботиться о том, чтобы люди не терпели притеснений и нужды, улаживать конфликты, вершить правый суд, обеспечить надзор за стариками и больными. Ежегодно Ашока совершал инспекционные поездки по стране, проверяя, насколько честно и справедливо чиновники исполняют свои обязанности, в должной ли мере заботятся о народном благосостоянии. Он велел построить лечебницы для людей и животных, посадить вдоль дорог деревья, под тень которых могли бы укрыться в жару путники, вырыть достаточное количество колодцев, устроить места для омовений людей и водопоя животных, построить странноприимные дома, проложить дороги. Запрещалось жестокое обращение с животными, и царь извещал в указах, что сам он отныне не станет предаваться охоте и употреблять в пищу мясо. Он убеждал людей проявлять веротерпимость, стал активно поддерживать сторонников буддизма и джайнизма, гарантировал уважение к представителям всех религий.

Ашока посетил Лумбини, место рождения Будды, и там была установлена колонна с его указом о даровании привилегий жителям Лумбини. Он отправил дочь и сына в качестве миссионеров на остров Шри Ланку; к правителям стран на запад от Индии были отправлены послы с миссией проповеди дхаммы – учения о добротели, милосердии, ненасилии.

В столице империи городе Паталипутре (современная Патна) был созван под покровительством царя буддистский собор. Со времен Ашоки началось распространение буддизма за пределами Индии, а впоследствии превращение в мировую религию. По всей стране было построено множество монастырей и воздвигнуты тысячи буддистских ступ (поминальных сооружений). В Сарнатхе возле Варанаси, месте, где Будда произнес свою первую проповедь, была установлена колонна с указом Ашоки. Капитель этой колонны с изображением львов стала национальной эмблемой Индии после обретения ею независимости. Так соотечественники Ашоки почтили память этого замечательного человека, который за две тысячи лет до Ганди сделал ненасилие государственной политикой.