Ашока – индийский царь из династии Маурьев, живший в 3 в. до н.
э., был единственным в истории человечества императором-пацифистом. Он
отказался от идеи военных завоеваний и проводил на подвластных ему
землях политику ненасилия, запретив убивать даже животных ради
религиозных жертвоприношений.
Такой решительный переворот
в его мировоззрении произошел под воздействием учений Будды и Махавиры
– основателей двух новых учений о ненасилии – буддизма и джайнизма.
Поначалу
Ашока правил так же, как правили его отец и дед – Чадрагупта и
Биндусара – создатели империи, охватывавшей почти весь Индийский
субконтинент, а также териитории современного Пакистана и Афганистана.
На восьмом году правления Ашока начал войну с соседним государством
Калинга (совр. штат Орисса) и завоевал его. Это была одна из самых
жестоких войн в древней истории. По его собственным словам, «сто
пятьдесят тысяч человек были высланы, сто тысяч убиты и намного больше
умерли». Спустя некоторое время после этих событий Ашока познакомился с
учениями Будды и Махавиры и они привели к глубоким переменам в его
личности. Причинённые им смерть и страдание людей ужаснули Ашоку.
Насколько
глубоки были эти перемены, можно понять из сравнения начала его
правления с тем периодом, который последовал за калингской войной.
Сохранилась буддистская легенда, в которой говорится, что Ашока после
смерти отца пробил себе дорогу к власти убийством своих братьев. Правда
это или нет, мы не знаем. Если правда, то неудивительны жестокие
последствия калингской войны. А удивительно то, как от безжалостности
такой человек мог перейти к чувству сострадания ко всему живому. Та же
буддистская легенда говорит, что такая кардинальная перемена
состоялась. О ней свидетельствуют и сохранившиеся полторы сотни текстов
самого Ашоки, высеченных на камне по всей Индии. Это его указы,
обращенные к народу, и в них он рассказывает о том, как раскаяние
привело его на путь праведный. Для того, чтобы каждый гражданин мог
знать о намерениях и действиях царя в отношении своих подданных, он
велел в людных местах установить колонны с текстами указов, а также
высечь их на придорожных скалах, где путники могли их увидеть и
прочитать. Индия – страна многоязычная, и эти указы писались на
нескольких языках. Это были не правительственные циркуляры, а
обнародование идей царя с тем, чтобы их узнали все жители страны.
В
нескольких из указов Ашока признается, что именно последствия войны
побудили его взглянуть на жизнь иначе, и он решил впредь никогда не
обрекать людей на страдание, сделать все возможное, чтоб в его
государстве царила справедливость и милосердие. Ашока создал в своем
правительстве нечто вроде службы общественного благоденствия и послал
во все концы страны уполномоченных, которым было поручено заботиться о
том, чтобы люди не терпели притеснений и нужды, улаживать конфликты,
вершить правый суд, обеспечить надзор за стариками и больными. Ежегодно
Ашока совершал инспекционные поездки по стране, проверяя, насколько
честно и справедливо чиновники исполняют свои обязанности, в должной ли
мере заботятся о народном благосостоянии. Он велел построить лечебницы
для людей и животных, посадить вдоль дорог деревья, под тень которых
могли бы укрыться в жару путники, вырыть достаточное количество
колодцев, устроить места для омовений людей и водопоя животных,
построить странноприимные дома, проложить дороги. Запрещалось жестокое
обращение с животными, и царь извещал в указах, что сам он отныне не
станет предаваться охоте и употреблять в пищу мясо. Он убеждал людей
проявлять веротерпимость, стал активно поддерживать сторонников
буддизма и джайнизма, гарантировал уважение к представителям всех
религий.
Ашока посетил Лумбини, место рождения Будды, и
там была установлена колонна с его указом о даровании привилегий
жителям Лумбини. Он отправил дочь и сына в качестве миссионеров на
остров Шри Ланку; к правителям стран на запад от Индии были отправлены
послы с миссией проповеди дхаммы – учения о добротели, милосердии,
ненасилии.
В столице империи городе Паталипутре
(современная Патна) был созван под покровительством царя буддистский
собор. Со времен Ашоки началось распространение буддизма за пределами
Индии, а впоследствии превращение в мировую религию. По всей стране
было построено множество монастырей и воздвигнуты тысячи буддистских
ступ (поминальных сооружений). В Сарнатхе возле Варанаси, месте, где
Будда произнес свою первую проповедь, была установлена колонна с указом
Ашоки. Капитель этой колонны с изображением львов стала национальной
эмблемой Индии после обретения ею независимости. Так соотечественники
Ашоки почтили память этого замечательного человека, который за две
тысячи лет до Ганди сделал ненасилие государственной политикой.
|
|
|