Лариса Чернышева. Персональный сайт

История > Статьи

Л. А. Чернышева

"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ

В кн. Вечно живое "Слово": сб. материалов науч. конф. "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник восточнослав. культуры". - Минск: Наука и техника, 1989. ISBN 5-343-00133-5



Юбилеи великих произведений человеческого духа, таких, как «Слово о полку Игореве», - это не только торжественные выражения нашего почтения, но и испытание нашего понимания жизни, таланта, честности. Испытание того, что являем мы собой на фоне их величия. Будь иначе; эти торжества скорее напоминали бы идолопоклоннические ритуалы, в которых совершаются жертвоприношения кумиру, отдается дань прошлому, без взыскательного поиска истины о настоящем. «Слово о полку Игореве», как и всё великое, мало нуждается в славословиях. Но, как всё великое, оно притягивает к себе светом заключенной в нем правды о жизни, служит главнейшей цели всякого познания - самопознанию человека.

В «Слове» есть не только явная гармония, пленяющая эстетическим совершенством, но и множество тайн, вот уже почти два века вдохновляющих людей на их разгадку. Мы не знаем ни имени автора, ни точного времени возникновения, ни путей восприятия, ни даже собственного названия произведения, которое принято называть «Словом о полку Игореве». Не говоря уж о массе всех тех исторических и филологических загадок, которые скрыты в этом тексте.

Загадочен и сам главный герой - князь Игорь. Что это за человек по сути своей, зачем отправился он в этот неподготовленный поход, каковы были его стремления? Во славу его или в назидание ему и людям написана эта повесть?

33

Если смотреть на «Слово» не как на раритет - вещь, когда-то трогавшую сердца, а теперь, за отдалённостью времен, утратившую свой пафос, оставшуюся всего лишь историческим памятником былым делам, то вряд ли фигура Игоря покажется странной и загадочной. Но если видеть в  «Слове» выражение какой-то глубокой истины о человеке, стремление высказать какую-то трудную правду о жизни, правду, которой во все времена - будь то тысячу, две тысячи лет назад, или теперь, в наши дни – взыскуют все люди, выражают мыслители и художники, т. е., пытаться разглядеть нравственный смысл «Слова», то видится много неоднозначного, сложного и в облике главного героя, и в отношении автора к нему. Недаром же сам автор называет эту «повесть» трудной и признается, что то, о чём собирается он рассказать, «старыми словесы» не расскажешь - нужен новый язык. Язык он нашел и язык прекрасный, но что за странную повесть он поведал: то ли это хвалебная песнь князю в дружине, то ли поучение и обличение, то ли какой-то сложный жанр, в котором сочетается и то, и другое, и третье?

Сюжет - поход, сражение, поражение, пленение, побег, одним словом, неудача. А при том повесть проникнута возвышенно-героическим пафосом. который ощущается в самом строе речи. Да, «Слово» героично по духу. Недаром первые издатели озаглавили его «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новагорода-Северского Игоря Святославича». Но героя без героического деяния нет, а что героического совершает Игорь? Вроде бы ничего. Разве что бросается на выручку «мила брата Всеволода». Это благородный поступок, но он всего лишь эпизод в большой истории, и не о нём главная речь. Почему в герои избран человек, оказавшийся в губительной ситуации, ведь «Слово» не скорбная баллада о поражении и пленении? И, похоже, не ради реабилитации неудачливого князя затеяна эта повесть? Вопросов множество, и ответы на них не однозначны, потому что нам рассказана сложная история о сложном герое в трудных обстоятельствах.

Позволительно предположить, что автор хотел поведать нам, кроме всего прочего, поучительную историю о человеке, решившемся испытать свою судьбу.

34

Долгие годы можно жить как бы по инерции, заданной обстоятельствами рождения, воспитания, наследственного положения и не оказаться перед необходимостью крайнего выбора. Но случается и так, что совершаемые привычные поступки вдруг - при резкой смене внешних обстоятельств - подводят к некоему итогу, который должен или подтвердить прежнюю линию поведения, или перечеркнуть её, т. е. подводят к выбору. Причины здесь могут быть и внутренние - переживание смысла собственной жизни. Похоже, попал в такую ситуацию и князь Игорь, как знаем мы из исторических источников. Он совершает свой выбор и проигрывает, для него сбывается худшее.

Отправляясь в поход, «рече Игорь к дружине своей: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти ...» - и оказывается именно полонённым. Ведь вроде бы не безрассудно Игорь «наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую», а «истягну умъ крепостию своею и поостря сердца мужеством; наплънився ратного духа», и все же его поведение в начале похода оставляет впечатление безрассудства и какой-то отчаянности. Что-то отчаянное есть в самом его пренебрежении природными знамениями, предсказующими недоброе. И трудно сказать, что за этим пренебрежением - уверенность в собственной силе, вера в свою счастливую судьбу, презрение к суевериям или же, наоборот, бессилие перед ходом событий, толкающих на этот поспешный поход. Мол, как бы там ни было, а идти надо, повернуть нельзя.

Действительно, Игорь был поставлен в сложную ситуацию. Он идет походом на Кончака, с которым еще недавно сам выступал на одной стороне против соотечественников. Он не смог принять участие в победоносном сражении 1184 года против половцев, и теперь ему надо найти способ доказать делом верность «новой политике» Мономаховичей. Всё это толкает Игоря на авантюрный шаг - плохо подготовленный поход против половцев. Он решается испытать свою судьбу, но она оказывается к нему немилосердна. Возмездие настигает князя Игоря за творимые им ранее несправедливости. И вместе с ним вынуждены нести поражение как расплату и все те, кто доверился ему и отправился в этот поход: гибнет дружина, брат, родные. На родину он навлекает новые бедствия - набеги неприятеля.

Испытав горечь поражения, позор пленения, Игорь все же находит силы для раскаяния, а раскаяние есть первый шаг к преображению души. Этот мотив очень ярко звучит в Ипатьевской летописи, где описываются душевные муки князя Игоря, стыд его за свои прежние жестокие дела. Как пролил он невинную кровь людей в междоусобных распрях с другими князьями, как разграбил, отвоевав у Глеба Святославича, город Переяславль, мучил детей, стариков, мужей и жён. И теперь сам себе выносит приговор: «Недостоин я жить».


35


Можно предположить, что автор «Слова» избрал сюжетом не завоевательное шествие, а поражение именно ради его поучительности, как предостережение и увещевание -- на примере одного из правителей взялся показать всю ненадежность авантюрных честолюбивых замыслов и поступков. Особенно для человека, у которого нет морального права в случае неудачи скорбеть о своей участи, потому что по закону высшей справедливости он должен принять то, на что обрекал других.

Но, конечно, было бы упрощением предполагать у автора «Слова» желание провести какую-то одну мысль, одну тенденцию. Его взгляд на жизнь глубже и мудрее, и уж чего нет в «Слове», так это благоразумствующей назидательности, резонерства. Мы условно отвлекаемся от полифонии «Слова» ради того, чтоб яснее различить одну из ведущих мелодией. Автор - человек глубоко мыслящий, он понимает всю пагубность княжеского несогласия и для самих русских земель в их внутренней жизни и перед лицом внешнего неприятеля. Но он не может ограничиться лишь обличением прошлого. Пороки отдалённого прошлого обличать легко. Если не раскрывать их пагубность для настоящего, их тяжелое наследие - привычку грешить безнаказанно. И потому автор «Слова» взял конкретный пример современных ему событий Игоревого похода, чтобы показать следствия междоусобного раздора правителей и для них самих (пленение и позор Игоря) и для подвластного им народа (гибель дружины).

Но автор выбрал в герои правителя не самого худшего, Игорь всё-таки обладает каким-то обаянием. В нём еще не угас голос совести. Человек не всегда в силах предвидеть последствия своих поступков, и, как говорили древние римляне, зачастую большая ошибка оборачивается преступлением. Упасть может каждый, но не каждый способен подняться. И задумываясь над судьбой Игоря, задаешься вопросом: тем ли человеком вернулся он из плена, каким уходил в поход? Научили ли его страдания мудрости и милосердию?

36

«Слово» дает нам ещё один повод убедиться, что актуальность произведений искусства измеряется не хронологической приближённостью к сегодняшнему дню, и не злободневностью, которая может оказаться чем-то преходящим и несущественным, а то и вовсе узкой тенденциозностью. Измеряется она именно способностью тронуть сердце, прояснить ум и расширить взгляд на мир, указать человеку на его долг, обязанности, предназначение.

«Слово» поучительно во многих отношениях, и среди прочего поучительна даже его анонимность. Возможно, автором, не называющим себя, двигало уважение к литературному этикету, согласно которому в те времена считалось неблагородным выпячивать своё имя. Но ведь и для того, чтобы признать правоту этого этикета и подчиниться ему, тоже нужна скромность и сила духа – на первое место поставить общее дело, а не своё имя. Нужно понимание своего дела как частицы общего. А для этого требуется та величавая скромность, вообще свойственная высокому духу, народной культуре, которая ведёт к безымянному служению сверхличному, служению, в котором есть то уважение к вечно-народному, какого нет в индивидуалистическом пристрастии к собственному имени и сопровождающим его эпитетам и титулам.

От того, узнаем мы имя автора «Слова о полку Игореве» или нет, наше восприятие его вряд ли зависит. «Слово» даёт пример правды и красоты.