Лариса Чернышева. Персональный cайт

    Главная > История  

Л. Чернышева.

СОЗДАТЕЛИ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
ИСТОРИЯ НАСИЛИЯ И НЕНАСИЛИЯ

 

 

 



  ПРЕДИСЛОВИЕ

Краткое содержание книги

Книга «Создатели цивилизации: история насилия и ненасилия» готовится к изданию в 2018 году. На сайте публикуются её фрагменты.

Кратко поясню её название, а также основные рассматриваемые в ней темы.

В словосочетании «Создатели цивилизации» - акцент на слове «Создатели», это значит на людях, которые создавали цивилизацию, именно на людях с их судьбами и их именами, которые сохранились до наших времен. В главе «Создатели цивилизаций по именам» о них преимущественно и идёт речь.

В словосочетании «история насилия и ненасилия» зафиксированы два противоположных русла мысли и действий: одно русло – насилие, другое – ненасилие.

Эти два русла текли параллельно (но в противоположных направлениях) посредством усилий людей противоположного склада. Одни побуждали к насилию, другие – к ненасилию и противодействию насильственным действиям. Первые – это создатели государств, империй, армий и других структур «аппарата насилия» (как называл это немецкий социолог Макс Вебер). Это такие люди, как первый император в человеческой истории Шаррукин Аккадский, это «цивилизованный кочевник» (так я его называю в книге) Александр Македонский, это Юлий Цезарь, чьи армии уничтожили в Европе миллион человек, покоряя неподвластных римлянам жителей стран севернее Апеннинского полуострова. Русло это уже никогда не иссякало, вплоть до тиранов 20 и 21 вв., чьи имена даже поминать не хочется.

Второе русло – это создатели духовных движений ненасилия: Лао цзы, Будда, Конфуций, Иисус, Ашока…. Это русло продолжали наполнять силой такие люди, как Лев Толстой, Элизе Реклю, Кропоткин, Махатма Ганди, Говард Зинн … В наше время это Маршалл Салинс, Ричард Ли, Стэфан Эссель, субкоманданте Маркос, и многие другие, о ком будет рассказано в этой книге.
Очень редко бывало в истории, чтобы государственным человеком, принимающим решения и направляющим действия множества людей, были осознаны оба этих потока, и был сделан выбор в пользу ненасилия.

Насилием создавались государства. Ненасилием создавались искусства, науки, религии, ремесла, и всё это существовало сотни тысяч лет периода безгосударственных обществ, его еще называют «первобытный коммунизм». О начале этого периода человеческой истории речь идет в главе «Первые люди. Заселение мира». Два миллиона лет назад люди стали заселять планету, обживать материки и острова. У них была речь и была культура, они не были «первобытными дикарями». Они были нашими разумными первопредками.

С тех пор, как в человеческой истории примерно 6-7 тысяч лет назад, появились государства, вернее сказать, были созданы государства, в человеческой жизни появилось угнетение, организованное насилие меньшинства над большинством. Так с тех пор оно и продолжается.

Оазисы бесклассовых, безгосударственных обществ ещё сохраняются и в наше время у некоторых народов в Африке, Азии, Австралии, Америке. Общая численность таких народов - около 300 миллионов человек. Они были оттеснены государствами в труднодоступные природные среды – в пустыни и высокогорья, но умудряются выживать и там. Об их образе жизни, и о том, насколько мы можем по нему судить о жизни людей очень давних времен, речь идет в главе «До государств. Жизнь без угнетения».
Дело не в том, что в безгосударственных обществах люди жили совсем без насилия. Оно было, конечно, не могло не быть, люди не ангелы, им порой свойственны агрессивные порывы. Ревность, обида, чувство попранной справедливости, гнев на чей-то оскорбительный поступок или недоброе слово могут привести к личным конфликтам, и они неизбежны. Но люди в безгосударственных обществах выработали способы справляться с такими конфликтами, и первым из таких способов является уход, избегание. Этнолог Маргарет Мид рассказывает о том, как это происходит, она сама это видела: если конфликтного человека не удаётся урезонить, убедить вести себя иначе, то его начинают избегать, он как бы становится чужаком среди людей своего племени, и часто наилучшим выходом для него и для всех остальных является территориальное разграничение, уход на другое место, «в другую долину». С ним уходит его семья и его сторонники. Так, должно быть, и происходило в давние времена образование новых племен (а из них и новых народов)
Могут случаться порой конфликты и на групповом уровне, когда соседние племена, допустим, не поладили в какой-то ситуации, и это привело к одностороннему или обоюдному насилию. О том, как это происходило, можно судить по современным племенам, продолжающим вести тот образ жизни, какой вели их предки, может быть, десятки тысяч лет. Этнологи, жившие в таких племенах на протяжении долгого времени, (а некоторые их них даже были приняты в племя как его полноправные члены) описывают такие общества как миролюбивые, в целом, не склонные к групповому насилию. Есть хороший вэб-сайт, рассказывающий об их жизни, привлекающий внимание к их проблемам, с целью помочь их разрешить. Он так и называется «Мирные общества. Альтернативы насилию и войне» (PEACEFUL SOCIETIES. Alternatives to Violence and War - https://cas.uab.edu/peacefulsocieties/)

Элизабет Маршалл Томас, американский этнолог, долгое время жившая среди бушменов южной Африки, дала своей книге о них название «Безвредные люди».

Из цивилизаций в книге будут рассмотрены индийская и китайская. Первая – в главе «Индия. Сотни тысяч лет истории». Вторая – в главе «Китай. Инь и ян». Они привлекательны тем, что народы Индии и Китая не утратили, в отличие от многих других народов, свои языки, культуры, религии, обычаи. И поистине совершили подвиг памяти – сберегли наследие далекого, даже дописьменного, прошлого, и главную роль в этом сыграл, надо думать, культ предков – уважение к тем людям, которые некогда жили на свете и дали рождение всем последующим поколениям.
История Индии и Китая богата событиями и произведениями об этих событиях. Об Индии, например, бывает, говорят, даже в энциклопедиях, что у индийцев не было исторического чувства и потому они не создали исторических произведений. Это неверно! Тот, кто так говорит, просто, значит, не читал «Махабхарату», пураны, упанишады. Исторические сведения есть даже в Ригведе, сборнике гимнов незапамятной старины. И уж, конечно, никак нельзя обойти вниманием такой вопрос, как «вторжение (или миграцию) ариев. Не было никакого вторжения! Индийцы испокон веков жили на Индийском субконтиненте, с тех пор, как заселили и обжили его. И всю богатейшую свою культуру они создали сами, без всяких пришельцев извне. А слово «арии» не имеет никакого этнического значения, европейские востоковеды выдумали миф об ариях. И сами европейцы, кстати, сказать, пали его жертвой, и принесли в жертву этому расистскому мифу миллионы человеческих жизней.

Что касается Китая, то и здесь изобилие исторических событий и имён выдающихся людей, в них участвовавших. Инь и ян – два понятия, помимо всего прочего, отражающие два разных по смыслу направления мысли в Китае: даосское и конфуцианское. Даосы были антигосударственниками, не благоговели перед прошлым, естественную жизнь на лоне природы ценили больше городской жизни. Конфуцианцы же – государственники в самом полном смысле, чиновничья служба это для них способ наведения своего порядка, соблюдения ритуалов, прошлое для них свято, они его не только поминают на каждом шагу, но порой и приукрашивают как бы в укор своим современникам.

В главе «Будда. Полвека странствий» дано подробное, на основе палийского сборника «Типитака», жизнеописание Сиддхартхи Гаутамы Будды, мудреца из народа шакьев – Шакьямуни. В суттах, джатаках, в Виная-питаке есть много сведений, которые дают возможность проследить жизнь Будды по путям его странствий. Страна шакьев, в которой он родился и провел детство и юность, не была царством, а он, следовательно, не был принцем, царским сыном. Эта страна не имела даже полного суверенитета, она была частью большой страны Кошала. Уйдя «из дома в бездомность», как называл этот поступок сам Будда, он, будучи родом из провинции, сам проложил себе дорогу в незнакомом мире. И, в конечном счете, оказалось так, что семья, которую он оставил, сама пришла к нему – жена, сын, брат и сестра, родственники. Но это произошло, когда Будда уже достиг положения, когда к нему за мудрым советом приходило не только множество людей из разных мест, но приходили цари и сановники, предлагая в дар парки и здания для монастырей. Три месяца дождливого сезона Будда и монахи оставались в монастырях, а девять месяцев в году странствовали по городам и сёлам, воздавая людям, подававшим им милостыню, на свой лад – вниманием к их переживаниям, проблемам и умением помочь справиться с сомнениями и разладами. Будда учил своих последователей силе духа, способности самим «быть своей опорой». Самодисциплине он научился сам и обучал ей монахов, своих последователей. Без самодисциплины не обрести спокойствия, а его Будда считал необходимым для развития чувства радости. Его спокойствие и радостность привлекала е нему людей, а вовсе не какие-то заумные теории, в которых Будда не видел никакой пользы, и нередко иронизировал над теми, кто пускался в рассуждения о предметах, далеких от реальности человеческой жизни. Одной из угнетающих сторон этой реальности он считал запутанность, омраченность сознания иллюзиями, и потому настаивал на необходимости прояснить ум, выработать ясный взгляд на мир. Без ясного взгляда не увидеть то правильный жизненный путь, какой он называл «благородным восьмеричным путём», уводящим от подверженности и ведущим к свободе.

В Послесловии речь идёт об утраченных и живых традициях, о людях, которые сумели сохранить знания, передавая их в долгой череде поколений, вплоть до нынешних дней.

(Продолжение следует)