Краткое содержание книги
Книга «Создатели цивилизации: история
насилия и ненасилия» готовится к изданию в 2018 году. На
сайте публикуются её фрагменты.
Кратко поясню её название, а также основные
рассматриваемые в ней темы.
В словосочетании «Создатели
цивилизации» - акцент на слове
«Создатели», это значит на людях, которые создавали
цивилизацию, именно на людях с их судьбами и их именами, которые
сохранились до наших времен. В главе «Создатели цивилизаций
по именам» о них преимущественно и идёт речь.
В словосочетании «история насилия и
ненасилия» зафиксированы два противоположных русла мысли и
действий: одно русло – насилие, другое – ненасилие.
Эти два русла текли параллельно (но в
противоположных направлениях) посредством усилий людей противоположного
склада. Одни побуждали к насилию, другие – к ненасилию и
противодействию насильственным действиям. Первые – это
создатели государств, империй, армий и других структур
«аппарата насилия» (как называл это немецкий
социолог Макс Вебер). Это такие люди, как первый император в
человеческой истории Шаррукин Аккадский, это «цивилизованный
кочевник» (так я его называю в книге) Александр Македонский,
это Юлий Цезарь, чьи армии уничтожили в Европе миллион человек, покоряя
неподвластных римлянам жителей стран севернее Апеннинского полуострова.
Русло это уже никогда не иссякало, вплоть до тиранов 20 и 21 вв., чьи
имена даже поминать не хочется.
Второе русло – это создатели духовных
движений ненасилия: Лао цзы, Будда, Конфуций, Иисус, Ашока….
Это русло продолжали наполнять силой такие люди, как Лев Толстой, Элизе
Реклю, Кропоткин, Махатма Ганди, Говард Зинн … В наше время
это Маршалл Салинс, Ричард Ли, Стэфан Эссель, субкоманданте Маркос, и
многие другие, о ком будет рассказано в этой книге.
Очень редко бывало в истории, чтобы государственным человеком,
принимающим решения и направляющим действия множества людей, были
осознаны оба этих потока, и был сделан выбор в пользу ненасилия.
Насилием создавались государства. Ненасилием
создавались искусства, науки, религии, ремесла, и всё это существовало
сотни тысяч лет периода безгосударственных обществ, его еще называют
«первобытный коммунизм». О начале этого периода
человеческой истории речь идет в главе «Первые люди.
Заселение мира». Два миллиона лет назад люди стали заселять
планету, обживать материки и острова. У них была речь и была культура,
они не были «первобытными дикарями». Они были
нашими разумными первопредками.
С тех пор, как в человеческой истории примерно
6-7 тысяч лет назад, появились государства, вернее сказать, были
созданы государства, в человеческой жизни появилось угнетение,
организованное насилие меньшинства над большинством. Так с тех пор оно
и продолжается.
Оазисы бесклассовых, безгосударственных обществ
ещё сохраняются и в наше время у некоторых народов в Африке, Азии,
Австралии, Америке. Общая численность таких народов - около 300
миллионов человек. Они были оттеснены государствами в труднодоступные
природные среды – в пустыни и высокогорья, но умудряются
выживать и там. Об их образе жизни, и о том, насколько мы можем по нему
судить о жизни людей очень давних времен, речь идет в главе
«До государств. Жизнь без угнетения».
Дело не в том, что в безгосударственных обществах люди жили совсем без
насилия. Оно было, конечно, не могло не быть, люди не ангелы, им порой
свойственны агрессивные порывы. Ревность, обида, чувство попранной
справедливости, гнев на чей-то оскорбительный поступок или недоброе
слово могут привести к личным конфликтам, и они неизбежны. Но люди в
безгосударственных обществах выработали способы справляться с такими
конфликтами, и первым из таких способов является уход, избегание.
Этнолог Маргарет Мид рассказывает о том, как это происходит, она сама
это видела: если конфликтного человека не удаётся урезонить, убедить
вести себя иначе, то его начинают избегать, он как бы становится
чужаком среди людей своего племени, и часто наилучшим выходом для него
и для всех остальных является территориальное разграничение, уход на
другое место, «в другую долину». С ним уходит его
семья и его сторонники. Так, должно быть, и происходило в давние
времена образование новых племен (а из них и новых народов)
Могут случаться порой конфликты и на групповом уровне, когда соседние
племена, допустим, не поладили в какой-то ситуации, и это привело к
одностороннему или обоюдному насилию. О том, как это происходило, можно
судить по современным племенам, продолжающим вести тот образ жизни,
какой вели их предки, может быть, десятки тысяч лет. Этнологи, жившие в
таких племенах на протяжении долгого времени, (а некоторые их них даже
были приняты в племя как его полноправные члены) описывают такие
общества как миролюбивые, в целом, не склонные к групповому насилию.
Есть хороший вэб-сайт, рассказывающий об их жизни, привлекающий
внимание к их проблемам, с целью помочь их разрешить. Он так и
называется «Мирные общества. Альтернативы насилию и
войне» (PEACEFUL SOCIETIES. Alternatives to Violence and War
- https://cas.uab.edu/peacefulsocieties/)
Элизабет Маршалл Томас, американский этнолог,
долгое время жившая среди бушменов южной Африки, дала своей книге о них
название «Безвредные люди».
Из цивилизаций в книге будут рассмотрены
индийская и китайская. Первая – в главе «Индия.
Сотни тысяч лет истории». Вторая – в главе
«Китай. Инь и ян». Они привлекательны тем, что
народы Индии и Китая не утратили, в отличие от многих других народов,
свои языки, культуры, религии, обычаи. И поистине совершили подвиг
памяти – сберегли наследие далекого, даже дописьменного,
прошлого, и главную роль в этом сыграл, надо думать, культ предков
– уважение к тем людям, которые некогда жили на свете и дали
рождение всем последующим поколениям.
История Индии и Китая богата событиями и произведениями об этих
событиях. Об Индии, например, бывает, говорят, даже в энциклопедиях,
что у индийцев не было исторического чувства и потому они не создали
исторических произведений. Это неверно! Тот, кто так говорит, просто,
значит, не читал «Махабхарату», пураны, упанишады.
Исторические сведения есть даже в Ригведе, сборнике гимнов незапамятной
старины. И уж, конечно, никак нельзя обойти вниманием такой вопрос, как
«вторжение (или миграцию) ариев. Не было никакого вторжения!
Индийцы испокон веков жили на Индийском субконтиненте, с тех пор, как
заселили и обжили его. И всю богатейшую свою культуру они создали сами,
без всяких пришельцев извне. А слово «арии» не
имеет никакого этнического значения, европейские востоковеды выдумали
миф об ариях. И сами европейцы, кстати, сказать, пали его жертвой, и
принесли в жертву этому расистскому мифу миллионы человеческих жизней.
Что касается Китая, то и здесь изобилие
исторических событий и имён выдающихся людей, в них участвовавших. Инь
и ян – два понятия, помимо всего прочего, отражающие два
разных по смыслу направления мысли в Китае: даосское и конфуцианское.
Даосы были антигосударственниками, не благоговели перед прошлым,
естественную жизнь на лоне природы ценили больше городской жизни.
Конфуцианцы же – государственники в самом полном смысле,
чиновничья служба это для них способ наведения своего порядка,
соблюдения ритуалов, прошлое для них свято, они его не только поминают
на каждом шагу, но порой и приукрашивают как бы в укор своим
современникам.
В главе «Будда. Полвека
странствий» дано подробное, на основе палийского сборника
«Типитака», жизнеописание Сиддхартхи Гаутамы Будды,
мудреца из народа шакьев – Шакьямуни. В суттах, джатаках, в
Виная-питаке есть много сведений, которые дают возможность проследить
жизнь Будды по путям его странствий. Страна шакьев, в которой он
родился и провел детство и юность, не была царством, а он,
следовательно, не был принцем, царским сыном. Эта страна не имела даже
полного суверенитета, она была частью большой страны Кошала. Уйдя
«из дома в бездомность», как называл этот поступок
сам Будда, он, будучи родом из провинции, сам проложил себе дорогу в
незнакомом мире. И, в конечном счете, оказалось так, что семья, которую
он оставил, сама пришла к нему – жена, сын, брат и сестра,
родственники. Но это произошло, когда Будда уже достиг положения, когда
к нему за мудрым советом приходило не только множество людей из разных
мест, но приходили цари и сановники, предлагая в дар парки и здания для
монастырей. Три месяца дождливого сезона Будда и монахи оставались в
монастырях, а девять месяцев в году странствовали по городам и сёлам,
воздавая людям, подававшим им милостыню, на свой лад –
вниманием к их переживаниям, проблемам и умением помочь справиться с
сомнениями и разладами. Будда учил своих последователей силе духа,
способности самим «быть своей опорой».
Самодисциплине он научился сам и обучал ей монахов, своих
последователей. Без самодисциплины не обрести спокойствия, а его Будда
считал необходимым для развития чувства радости. Его спокойствие и
радостность привлекала е нему людей, а вовсе не какие-то заумные
теории, в которых Будда не видел никакой пользы, и нередко иронизировал
над теми, кто пускался в рассуждения о предметах, далеких от реальности
человеческой жизни. Одной из угнетающих сторон этой реальности он
считал запутанность, омраченность сознания иллюзиями, и потому
настаивал на необходимости прояснить ум, выработать ясный взгляд на
мир. Без ясного взгляда не увидеть то правильный жизненный путь, какой
он называл «благородным восьмеричным путём»,
уводящим от подверженности и ведущим к свободе.
В Послесловии речь идёт об утраченных и живых
традициях, о людях, которые сумели сохранить знания, передавая их в
долгой череде поколений, вплоть до нынешних дней.
(Продолжение следует)
|